Правила аттестации учителей на высшую категорию в 2020 году сколько баллов за каждый вид работы таблица

Содержание
  1. Порядок аттестации педагогических работников в 2020 году – баллы таблица, грубые нарушения
  2. Что это такое
  3. Для чего требуется
  4. Кто должен проводить
  5. Порядок аттестации
  6. Периодичность
  7. Грубые нарушения порядка аттестации
  8. по теме:
  9. Новая аттестация педагогов с 2020 года
  10. Необходимость нововведений
  11. Новые правила
  12. Процедуры аттестации с 2020 года
  13. Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности в 2020 году
  14. Основные правила аттестации учителей в 2020 году
  15. Нововведения при аттестации учителей 2020 года
  16. Использование единых федеральных оценочных материалов
  17. Состав ЕФОМ
  18. Последствия отказа от аттестации
  19. Способы повышения квалификации школьных учителей
  20. Как проходит аттестация воспитателей в 2020 году
  21. В какие сроки проводится аттестация педагогических работников
  22. Список необходимых документов
  23. Заявление на аттестацию педагогического работника
  24. Аналитическая справка
  25. Процедура проведения профессиональной проверки
  26. Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: НСУР, ЕФОМ
  27. Как аттестация проходит по старым правилам
  28. Как будет проходить по новым правилам
  29. Что выяснилось в ходе апробации системы
  30. Есть ли альтернатива?

Порядок аттестации педагогических работников в 2020 году – баллы таблица, грубые нарушения

Правила аттестации учителей на высшую категорию в 2020 году сколько баллов за каждый вид работы таблица

Существуют категории граждан, которые обязаны ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Особенно это касается людей, занятых в сфере образования. Законодательство обязывает педагога проходить обязательную аттестацию на соответствие уровня знаний занимаемой должности.

Что это такое

Аттестация педагогических работников в первую очередь подразумевает проведение проверки уровня знаний каждого учителя.

Данный вид проверки проводится сразу в нескольких направлениях:

  • спецподготовка;
  • качество осуществляемой образовательной деятельности;
  • правоспособного трудового характера.

Данная проверка позволяет учителю увеличить уровень профессиональных знаний.

Причины проведения аттестации связаны с постоянным введением новых стандартов образования, которые требуют, чтобы каждый учитель имел широкий круг знаний и мог поделиться ими с учениками. 

Сама аттестация бывает двух видов:

 обязательная проводится для подтверждения соответствия уровня знаний занимаемой должности. Обязательна для всех педагогов
 добровольная необходимо для получения первой или высшей квалификационной категории. Проводится при желании работника повысить собственный уровень знаний. Для этого педагог обязан предоставить соответствующее заявление руководителю, который не имеет право отказать

Стоит учесть, что непрохождение аттестации может грозить учителю увольнением по статье из-за несоответствия предъявляемым требованиям для продолжения трудовой деятельности. Работники, которые получили новую категорию, могут рассчитывать на повышение заработной платы или переход на вышестоящую должность.

Перед прохождением аттестации каждый педагог обязан ознакомиться со всеми тонкостями ее проведения. Стоит учесть, что в зависимости от занимаемой должности, процедура может незначительно отличаться.

Для чего требуется

Министерство Образования с каждым годом увеличивает надзор за деятельностью образовательных учреждений.

Процедура аттестации осуществляется с целью:

  • стимулирования граждан на прохождение процедуры повышение квалификации;
  • определения необходимости повышения уровня квалификации каждого преподавателя;
  • повышения качества образования на территории всей страны;
  • деления уровня заработной платы каждого работника в соответствии с присвоенным уровнем квалификации;
  • определения перспектив использования личностных и профессиональных качеств каждого работка;
  • выявления уровня реализации нововведенных образовательных программ;
  • определения уровня образования во всей стране, определенном субъекте федерации или образовательном учреждении.

Стоит учесть, что в образовательные учреждения, в которых после проведения аттестации будет выявлен высокий показатель несоответствия работников, могут быть полностью ликвидированы.

Кто должен проводить

Сама аттестация представляет собой собрание членов комиссии во главе с председателем и заместителем. Комиссия состоит в основном из лиц, которые были назначены региональным органом, регулирующих работу образовательных организаций.

Фактически вся комиссия является работниками регионального управления образования. В редких случаях присутствует непосредственный начальник педагога.

Проведение аттестации и переаттестации занимаются именно региональные контролирующие органы. Они назначают дату и составляют список преподавателей для каждого учреждения. После этого собирается комиссия, которая будет аттестовать педагога.

Есть несколько нюансов для субъектов. Если в больших и крупных городах комиссия имеет городское управление, то для сельской местности он является районным.

Порядок аттестации

Порядок аттестации педагогических работников в 2020 году претерпел небольшие изменения.

Первоначально на аттестуемого работника заводится представление, то есть документ, в котором содержатся определенные сведения о человеке.

Директор учебного заведения обязан ознакомить под подпись сотрудника за месяц до самой аттестации. Если педагог по какой-то причине отказывается подписывать документ, то тогда он заверяется самим руководителем. Кроме этого, для прохождения проверки учитель обязан собрать пакет документов.

В него необходимо включить:

  • заявление на прохождение аттестации;
  • копию диплома о наличии педагогического образования;
  • характеристику с места трудоустройства;
  • копию документа о ранее пройденной аттестации, если таковой имеется;
  • копию документа о наличии первой или высшей квалификационной категории, при наличии такового;
  • копию документа о смене ФИО, если эти данные были изменены, например, при регистрации брака.

После сбора и отправки документов в течение 30 дней сотруднику на домашний адрес будет выслано сообщение с указанием всех сведений  предстоящем мероприятии, а также месте и времени его проведения.

Сама проверка осуществляется на заседании комиссии, при этом присутствие педагога не является обязательным. Если гражданин изъявил желание присутствовать на заседании аттестационной комиссии, то это должно быть отражено в заявлении.

После полного изучения представления, а также иных данных, которые дают информацию о профессиональных навыках самого педагога, умении общения с учениками, выносится итоговое решение путем ания (соответствует или не соответствует уровень знаний педагога занимаемой должности).

Если сотрудник лично присутствовал на заседании комиссии, то решение ему сообщается на месте, в противоположном случае составляется протокол, который направляется на место работы гражданина и остается там на хранение.

В двухдневный период секретарем аттестационной комиссии составляется выписка из протокола, в который указывается:

  • ФИО работника;
  • занимаемая должность;
  • дата проведения аттестации;
  • результаты ания и конечное решение.

Педагог должен быть под подпись ознакомлен с выпиской, после чего она подшивается к личному делу гражданина.

Требуется помнить, то личное ознакомление обязательно. Без этого переаттестация будет недействительной. То есть ее нельзя подшивать в личное дело, а сотрудник будет являться неаттестованным. Именно его подпись делает документ полноценным.

Периодичность

Согласно ФЗ №273 обязательная аттестация должна проводиться через каждые 5 лет. Однако, существуют категории граждан, которые законодательство освобождает от данной процедуры.

К ним относятся граждане:

  • уже получившие квалификационную категорию;
  • осуществляющие деятельность в учебном учреждении, в котором проводится процедура, менее 2 лет;
  • находящиеся в отпуске в связи с беременностью или родами;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • не работающие более 4 месяцев в связи с затяжной болезнью.

Остальные сотрудники, которые намерены продолжить преподавательскую деятельность, обязаны своевременно проходить процедуру проверки уровня квалификации.

Стоит учесть, что при исключении лица из категорий, которые могут не проходить аттестацию, переаттестовываться придется обязательно. В противоположном случае возможно временное отстранение от работы. Очень многое зависит от формы учебного заведения.

Статья 21 ТК России обязывает каждого работника соблюдать трудовую дисциплину. Отказ от обязательного прохождения аттестации на выявление уровня соответствия занимаемой должности является ее нарушением, в связи с чем к преподавателю может быть применены меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или увольнения.

Проведение аттестации для повышения уровня квалификации осуществляется в добровольном порядке, что позволяет сотруднику от нее отказаться.

Стоит учесть, что квалификационная категория присваивается на 5 лет. Если не было осуществлено своевременное подтверждение, то данные аннулируются. 

Грубые нарушения порядка аттестации

Требуется помнить, что хорошая аттестация также является одним из важнейших элементов получения категории. Все моменты во время аттестации заносятся в таблицу.

Баллы и таблица. Образец:

Если данные по таблице не соответствуют данным в ведомости, то это считается грубым нарушением. Также нельзя увеличивать баллы или принижать их под отчетность. Получение педагогом категории или аттестации любым способом, кроме предусмотренного в законодательстве, является нарушением.

Требуется помнить, что если педагог имеет веские доказательства, что его права были нарушены, то он в течение трех месяцев может обратиться в судебную инстанцию.

Все нарушения на аттестации также должны фиксироваться. При этом, главными и наиболее частыми нарушениями являются несколько моментов.

Например, неполный состав комиссии или не ознакомление педагога с результатами. В таких случаях уже можно обжаловать неудовлетворительный результат аттестации.

Любое аннулирование результатов ведет к повторной аттестации, которая будет проходить по стандартному плану.

Каждый работник, независимо от сферы деятельности, обязательно должен проходить аттестацию для проверки соответствия уровня знаний занимаемой должности. Особенно это касается людей занятых в сфере образования.

Отказ от прохождения обязательной аттестации может повлечь привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности. В случае не удачного прохождения аттестации сотрудник будет уволен с занимаемой должности, но из-за изменений, которым подверглась процедура проверки знаний, данная мера будет применяться только в исключительных случаях.

по теме:

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://juristampro.ru/porjadok-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov/

Новая аттестация педагогов с 2020 года

Правила аттестации учителей на высшую категорию в 2020 году сколько баллов за каждый вид работы таблица

Среди задач из майских указов Президента Путина В. В. поставлено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и места страны среди десятки мировых лидеров по его качеству.

Одним из инструментов для ее реализации должна стать новая аттестация педагогов, которая будет действовать с 2020 года.

По мнению авторов разработки, она призвана не столько «наказать» специалистов, а найти и исправить проблемные места образовательной системы.

Необходимость нововведений

Для действующей долгое время в России системы аттестации педагогических работников характерно минимум три недостатка:

  • необходимость для учителя собирать многочисленные документы (дипломы, грамоты, сертификаты о прослушанных курсах, опубликованные работы);
  • отсутствие единого порядка аттестационных процедур в регионах страны (где-то требуются открытые уроки, где-то учитываются имеющиеся документы или результаты учеников), что не позволяет проводить их сравнение между собой;
  • практическое отсутствие реального влияния на карьерный рост специалиста.

Новая аттестация должна кардинально изменить подход к проверке компетенции учителей.

Уже в 2020 году они смогут оградить себя от сбора многочисленных документов, а саму процедуру проходить непосредственно на месте работы.

Для этого будут использоваться объективные данные, которые позволят определить уровень знания собственного предмета, способности специалиста мотивировать учеников и качество других аспектов работы.

Новые правила

Для аттестации учителей, которая будет работать в российских школах в 2020 году, разрабатывается нескольких оценочных параметров. Последние изменения предполагают, что ключевая роль будет отведена Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ).

Важно! Точные формы, наполнение и уровни сложности ЕФОМов для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, которые продлятся вплоть до 2020 года, а при необходимости корректировки будут вноситься позже.

По предварительным данным ЕФОМ будут включать три блока:

  1. Письменная работа по профильной дисциплине, чтобы проверить не только предметные, но и методические компетенции специалиста (ориентировочно займет 2 часа). При этом понадобится решение конкретных заданий по предмету, а также знания о принципах планирования урока, его построения для наиболее полного раскрытия темы и усвоения школьниками.
  2. запись урока, чтобы оценить коммуникативные и психолого-педагогические навыки. Здесь потребуется продемонстрировать урок по спланированному план-конспекту, а также предоставить для анализа примеры самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Основными критериями для оценивания должны стать: качество воспитательного процесса, учет индивидуальных особенностей, мотивация и формирование у обучаемых необходимых навыков (к примеру, поиска и анализа информации).
  3. Педагогический кейс станет дополнительным способом проверки психологических и коммуникативных компетенций. Учителю понадобится составить план действий на основе вымышленной ситуации, которая может коснуться его профессиональной деятельности. К примеру, социализации детей из неблагополучных семей и их общению с детьми класса, актуальных сегодня вопросов травли среди подростков и пр.

На заметку! Выполнение всех блоков должно занять не менее 4 часов, но задания будут выполняться в разные дни.

Кроме ЕФОМов, аттестационный «портрет» педагогического работника должны дополнить еще 3 элемента, за которые будет ответственна школьная администрация:

  • справка работодателя;
  • анализ учебных результатов учеников;
  • отзывы выпускников.

Максимальный результат в баллах по всем критериям – 100 баллов, 60 или меньше из которых обеспечит выполнение ЕФОМ. Кроме них, показатели успешности обучаемых обеспечат до 25 баллов, отзывы руководства – до 10 баллов, и мнения бывших учеников – не более 5. По каким принципам будет рассчитываться соответствие баллов отзывам и результатам работы остается неизвестным.

Процедуры аттестации с 2020 года

Для выпускников ВУЗов перед устройством на работу в образовательное учреждение будет проводиться так называемый «входной» экзамен.

Его процедура еще не утверждена, но предположительно будущему специалисту придется проверить навыки по основным направлениям деятельности (профильные знания, методические и коммуникативно-психологические аспекты работы).

Далее спустя два года специалисту предстоит аттестация на соответствие должности «педагог», для которой готовятся упоминаемые выше ЕФОМы.

Кроме того, появится возможность развивать свою карьеру по двум направлениям:

  • по вертикали: через получение 1-й или высшей квалификационных категорий;
  • по горизонтали: благодаря ведению новых должностей от простого педагога (обеспечивающего качественное обучение учеников) до старшего (способного создавать индивидуальные, коррекционные программы), а потом ведущего учителя (наставника, который будет координировать работу своих коллег, дефектологов, психологов).

Новая форма аттестации должна прежде всего подсказать учителю, какие пробелы в своей деятельности следует подтянуть и куда двигаться дальше. Те, кто не смогут пройти процедуру с 2020 года, будут направлены осваивать необходимые знания для дальнейшего повышения квалификации.

Источник: https://2020-god.com/novaya-attestaciya-pedagogov-s-2020-goda/

Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности в 2020 году

Правила аттестации учителей на высшую категорию в 2020 году сколько баллов за каждый вид работы таблица

С начала 2020 года стала обязательной новая система аттестации учителей. Минобрнауки ввели экзамены для педагогов любого уровня с использованием единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Проверка знаний разделена на 3 блока, а прохождение аттестации длится до 4 дней. Экзамены позволят преподавателям всех городов и образовательных учреждений быть в равных условиях.

Основные правила аттестации учителей в 2020 году

Новости. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, Минпросвещения издало приказ №193 от 28.04.2020. По этому приказу срок действия квалификационных категорий продлен до 31 декабря 2020 года — в случае, если действие категории должно было закончиться с 1 апреля по 1 сентября 2020 года.

По этой причине аттестация для педагогов стала обязательной с 2020 года, но полноценно проводиться будет только с начала 2021 года. Теперь учителям нужно проходить курсы повышения квалификации с последующей аттестацией раз в 5 лет.

Согласно приказу введен новый формат оценки квалификации, имеющий 2 уровня:

  1. Обязательный.

  2. Добровольный.

Первый уровень — введен для специалистов недавно окончивших вуз и впервые приступивших к работе. Результат аттестации определяет возможность работы по специальности. При первичной сдаче экзамена специалист может работать 2 года, после этого следует подтвердить компетенции снова.

Второй уровень — необходим для расширения должностных обязанностей. Экзамен добровольный, а по результатам аттестации педагогу присваивают первую или высшую квалификационную категорию.

В течение 5 лет система будет тестироваться, поэтому форма аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности выбирается специалистом самостоятельно. Переход на новый метод проверки знаний постепенно закончится в 2024 году. Поэтому ближайшее время ждать новостей об окончательном переходе на новую систему не стоит.

Нововведения при аттестации учителей 2020 года

Появится выбор карьерного роста: 

  1. Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.

  2. Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.

При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.

Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории

Использование единых федеральных оценочных материалов

Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.

Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения. 

Состав ЕФОМ

Для аттестации при повышении квалификации разработаны 3 блока:

  1. Письменная работа. Проводится по профилю преподавателя. В пробном варианте выполнение занимало 2 часа. Педагога проверяют на знание профильного предмета и методов преподавания дисциплины. Комиссия изучает навыки педагога в составлении плана урока и способности выявления ошибок в выполненных заданиях ученика. Этот блок помогает объективно оценить способности специалиста по профилю.

  2. Анализ профессиональной деятельности учителя. Педагог должен записать проведенный урок на видео, чтобы показать взаимодействие с учениками. Также учитель отправляет план урока комиссии. Для объективной оценки дополнительно используются результаты учеников на уроке, например, оценка за решение примеров.

  3. Педагогический кейс. Этот блок позволяет оценить морально-волевые и личностные характеристики учителя. Комиссия изучает коммуникативные и психолого-педагогические компетенции педагога. Для оценки используют ситуации, когда в сложившийся коллектив приводят нового ученика, возникает конфликт на уроке и так далее. Педагогу нужно составить план действий в предложенных условиях.

На данный момент известно, что общее время задания — не более 4 часов. Однако проверка навыков и знаний проводится в разные дни, чтобы равномерно распределить нагрузку.

После проведения экспериментальных тестов по переподготовке было решено избавиться от записи видео, которое вызывало много сложностей. Планируется заменить этот блок альтернативным заданием.

Последствия отказа от аттестации

Цель создания новой системы повышения квалификации школьных учителей — уравнять возможности и повысить качество образования педагогов.

Если специалист не сдал экзамен на первую категорию, ее аннулируют. Следующая пересдача будет проведена в общем порядке. Такой же сценарий предстоит для учителей, не подтвердивших высшую категорию. Педагоги должны подтвердить первую категорию, а через 2 года смогут претендовать на высшую.

Способы повышения квалификации школьных учителей

Модель аттестационных экзаменов для педагогов, претендующих на новую категорию, является частью общей «Национальной системы учительского роста» (НСУР), отмеченной в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204.

Как аттестация будет проходить для новых специалистов, завершивших курс переподготовки или окончивших вуз, пока не ясно. Учитывая последние новости, сейчас специалист имеет право устроиться на работу сразу после получения диплома без проверки знаний.

Если вы занимаетесь преподавательской деятельностью, то можете пройти дистанционные курсы профпереподготовки в «Национальной Академии Современных Технологий». Завершив обучение, вы получите диплом установленного образца, который отсрочит аттестацию на 5 лет.

В НАСТ учителям доступны более 50 готовых программ переподготовки по педагогической деятельности. При этом мы составляем персональные учебные планы по запросу.

Источник: https://nastobr.com/articles/attestatsiya-pedagogov-na-sootvetstvie-zanimaemoy-dolzhnosti-v-2020-godu/

Как проходит аттестация воспитателей в 2020 году

Правила аттестации учителей на высшую категорию в 2020 году сколько баллов за каждый вид работы таблица

Аттестация педагогических работников — это процедура, с помощью которой проверяется профессиональный уровень сотрудника. Она позволяет получить более высокую профессиональную категорию, что не только даст воспитателю репутационные бонусы, но и скажется на уровне его дохода.

С помощью проверки профессионального уровня педагогический работник, например воспитатель, получает первую или высшую категории воспитателей детских садов, по возрастанию категории идут в следующем порядке:

  • первая присваивается при стабильно хорошем уровне профессионализма;
  • высшая категория воспитателя детского сада, требования для присвоения которой еще выше: от заявителя требуются не просто стабильные результаты работы, но и значимые профессиональные достижения, которые, в частности, выражаются в успехах подопечных педагогического работника.

Основания разграничения первой и высшей категорий раскрыты в Приказе Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, которым утвержден Порядок аттестации педагогических работников.

В настоящее время разрабатываются инициативы изменения порядка, в котором должна проводиться аттестация воспитателей в 2020 году, последние изменения основаны на таких предложениях:

  • ввести вместо существующей системы проверки профессионализма единый федеральный экзамен, который позволит более объективно и беспристрастно оценить квалификацию работника;
  • основывать новую систему оценки исключительно на результатах экзамена и не требовать, как это сейчас происходит, портфолио и прочие доказательства того, что педагог успешен в профессии.

В какие сроки проводится аттестация педагогических работников

Проверка профессионализма педагогических работников проводится по их заявлению. В соответствии с Положением о проведении, заявление воспитателя рассматривается в течение месяца. Сама процедура, с начала ее проведения до вынесения решения о присвоении или не присвоении педагогическому работнику требуемой квалификационной группы, длится не более 60 дней.

Квалификационная группа воспитателю присваивается на пять лет. По истечении этого срока педагогический работник проходит новую проверку и подтверждает ее.

Не дожидаясь истечения пяти лет, педагогический работник вправе самостоятельно инициировать проведение проверки, если, например, он считает себя готовым получить более высокую группу, чем у него есть.

Так, воспитатель с первой категорией вправе подать заявление, чтобы в отношении него была проведена аттестация на высшую категорию воспитателя. Подавать такое заявление необходимо не ранее чем через два года после прохождения последней проверки.

Если заявление воспитателя было отклонено и в проведении аттестации отказано, подать заявление вновь допустимо уже через год после отказа.

Список необходимых документов

Для инициации аттестации педагогическому работнику необходимо собрать следующий пакет документов:

  • заявление;
  • копию результатов прохождения предыдущей проверки, если таковая была;
  • копии образовательных документов: дипломы, свидетельства о повышении квалификации;
  • если с момента получения тех или иных документов заявитель менял фамилию — документ, подтверждающий эту смену;
  • портфолио. Портфолио состоит из документов, подтверждающих профессиональные успехи педагогического работника. Образец составления папки содержит, в том числе, такие документы, как: характеристика с места работы, самоанализ профессиональной деятельности, творческий отчет, аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2020.

Заявление на аттестацию педагогического работника

Заявление составляется на специальном бланке, но его содержание излагается в свободной форме. В шапке заявления необходимо указать:

  • наименование комиссии, куда оно подается;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • место работы заявителя и занимаемую им должность;
  • контактные данные заявителя: адрес, телефон, электронный адрес.

Непосредственно в тексте заявления следует указать:

  • просьбу провести профессиональную проверку в отношении воспитателя, конкретизировав год, в котором ее необходимо провести, и на какую категорию претендует заявитель;
  • каким уровнем квалификации в настоящий момент заявитель располагает и основания его присвоения;
  • каким образованием располагает заявитель, проходил ли повышения квалификации, обладает ли наградами и опыт работы в качестве педагогического сотрудника;
  • основания для присвоения новой квалификационной группы: какие достижения имеются у педагога, каких результатов добился, каких результатов под его руководством достигли его подопечные.

Разделу о достижениях педагогического работника следует уделить особое внимание: если он участвовал в разработке или внедрении инновационных методов преподавания, методической работе — об это необходимо написать. Документы, которые подтверждают эти достижения, следует включить в состав подаваемого на рассмотрение портфолио.

Аналитическая справка

Аналитическая справка — это обобщающий документ, которым педагогический работник подытоживает собственные достижения за межаттестационный период. Структура аналитической справки состоит из:

  • вводной части;
  • аналитической части;
  • проектной;
  • заключения;
  • приложений.

Аналитическая справка для аттестации на первую категорию воспитателя, как и справка на высшую категорию, должна содержать:

  • описание целей, которые в своей деятельности ставит перед собой сотрудник, какие из поставленных целей были достигнуты за истекший период;
  • практику внедрения инновационных методов в работе;
  • анализ состава коллектива подопечных: каков их возраст, половая принадлежность, какие положительные изменения в группе происходят благодаря работе заявителя;
  • насколько успешно заявитель применяет знания по детской психологии и педагогике в своей работе, какие методики использует и какие это принесло плоды;
  • отзывы коллег, родителей — эту информацию комиссия проверит;
  • каким образом воспитатель реализует физическое воспитание подопечных;
  • научные достижения заявителя: имеются ли у него публикации по вопросам педагогики, принимает ли аттестуемый участие в конференциях, семинарах по профессиональному направлению;
  • перспективы дальнейшего профессионального развития, планируемые проекты и мероприятия.

Аналитическая справка подписывается и датируется заявителем, на ней необходимо проставить печать учреждения, в котором заявитель работает.

Процедура проведения профессиональной проверки

Проверка педагогических работников бывает:

  • обязательной (на соответствие занимаемой должности), если у гражданина истекает пятилетний срок предыдущей проверки;
  • добровольной, если он до истечения пятилетнего срока аттестации хочет получить новую категорию.

Если добровольная проверка — это личный выбор каждого гражданина, то аттестацию раз в пять лет должны проходить все педагогические работники, кроме тех, кто прямо освобожден от этой обязанности:

  • беременные женщины;
  • сотрудники в декрете;
  • сотрудники со стажем работы менее двух лет.

В то же время таким педагогическим работникам не запрещено подавать документы на добровольную аттестацию, но обязать их к прохождению нельзя.

Процедура состоит из:

  • рассмотрения заявления и принятия решения о проведении аттестационных мероприятий;
  • назначение срока прохождения испытаний;
  • собственно проверка и оценка результатов испытуемого;
  • вынесение решения о соответствии или несоответствии заявителя заявленной категории.

В настоящий момент, помимо оценки документов и достижений заявителя, вводится практика тестирования по профильным предметам: дошкольной педагогике, правовым основам дошкольного образования.

По результатам аттестации комиссия принимает решение:

  • об успешном прохождении аттестации и либо присвоении новой категории, либо подтверждении имеющейся;
  • либо о несоответствии аттестуемого заявленной категории.

Скачать образец заявления на аттестацию воспитателя на первую категорию, 2020 год
Скачать образец аналитического отчета воспитателя на первую категорию по ФГОС
Скачать образец заявления на аттестацию воспитателя на высшую категорию
Скачать образец аналитической справки для аттестации на высшую категорию воспитателя

Источник: https://ppt.ru/art/attestaciya/kak-prokhodit-attestatsiya-vospitateley

Аттестация учителей по новым правилам в 2020 году: НСУР, ЕФОМ

Правила аттестации учителей на высшую категорию в 2020 году сколько баллов за каждый вид работы таблица

Российских педагогов серьезно встревожила информация о том, что с 2020 года вводится новая система аттестации, которую обещали привести к одному виду по всей стране. Больше всего людей пугает то, что им придется отчитываться с помощью видеозаписи урока. Мы постарались разобраться, так ли это на самом деле и чем новая система будет отличаться от старой.

История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.

Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.

Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов. Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.

И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.

Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).

Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач:

  • профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
  • внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
  • главный критерий роста – профессиональный стандарт;
  • аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.

Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).

Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает именно второй пункт.

Как аттестация проходит по старым правилам

По еще действующим правилам порядок аттестации педагогических работников оговаривается приказом Министерства образования и науки N 276 от 7 апреля 2014 года .

Аттестация педагогических работников бывает двух видов:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Ее проходят все учителя раз в 5 лет (за некоторыми исключениями);
  • аттестация в целях установления квалификационной категории: первой или высшей. Эта аттестация полностью добровольная.

По первому виду аттестации (на соответствие занимаемой должности) в школе создается специальная аттестационная комиссия. В нее входят педагоги школы, могут быть представители руководящего органа и профсоюзной организации.

Пока единые правила по всей России не введены, процесс аттестации оговаривается соответствующим Положением в каждой школе (пример ).

Включает такая аттестация письменное испытание в виде экзамена.

В нем встречаются вопросы касательно нормативных актов в сфере образования, теоретических основ преподаваемого предмета, методики преподавания, педагогики и психологии, информационных технологий.

Не проходить такую аттестацию могут те педагоги, которые:

  • уже имеют квалификационную категорию;
  • работают на своей должности менее 2 лет;
  • беременные женщины и женщины в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком;
  • более 4 месяцев отсутствуют на рабочем месте из-за болезни.

Второй вид аттестации сложнее. Если школа находится в ведении Минпросвещения, то аттестацию организует Министерство, а если в ведении региона или муниципального образования – то органами государственной власти региона (региональным Министерством или департаментом образования).

Такая аттестация добровольна для учителей и проводится по их заявлению в аттестационную комиссию. Всего на проведение аттестации и принятие решения комиссией отводится не более 60 дней.

Правила, по которым непосредственно проводится аттестация, можно найти на сайтах местных законодательных собраний или в системах вроде «Консультант.Плюс», «Гарант», «Кодекс» и других.

В ходе аттестации педагог может получить первую или высшую квалификационную категорию. Сначала можно получить только первую категорию, а не менее чем через 2 года – высшую (при условии прохождения аттестации).

Отличия в требованиях такие:

  • для первой категории требуется, чтобы учащиеся демонстрировали стабильные положительные результаты по итогам мониторингов, у них развиваются способности к научной, творческой и спортивной деятельности, а сам педагог внес личный вклад в повышение качества образования и т.д.;
  • высшую категорию присваивают, если у обучающихся есть положительная динамика успеваемости, они участвуют в олимпиадах и конкурсах, педагог активно участвует в работе педагогических объединений, конкурсах, внес личный вклад в совершенствование методов обучения, и т.д.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону. Как правило, педагогам приходится собирать портфолио (награды, благодарности и другие поощрения), собирать характеристики, и т.д.

Но все это нужно делать, так как после получения более высокой квалификационной категории учитель может претендовать на более высокую зарплату, возможность получить классное руководство, право заведования кабинетом и другие преференции.

Первая или высшая категория присваиваются сроком на 5 лет, продлить их нельзя (только пройти аттестацию заново).

Как будет проходить по новым правилам

В 2020 году ожидаются серьезные перемены в сфере общего образования. Помимо доплат учителям за классное руководство, уже с этого года может поменяться процедура аттестации учителей. Фактически система уже действовала – ее апробировали в нескольких регионах России. С 2020 года она может стать уже обязательной для всех.

Новая система аттестации призвана избавить от недостатков уже существующей модели: освободить учителей от избыточной отчетности и формализма. Теперь, как сказано выше, квалификацию учителей будут оценивать на основании ЕФОМ.

Самое главное – вводится система оценки из трех блоков:

  • письменная работа по предмету. Это будет не только проверка знаний учителя в преподаваемом им предмете, также ему предложат найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить, адекватно оценить работу, составить план урока, и т.д. В рамках апробации на этот блок отводилось 2 часа;
  • анализ образца профессиональной деятельности учителя. Это, как предполагалось, видеозапись урока, которую затем просмотрят независимые эксперты и дадут свою оценку навыкам учителя. К видео будет прилагаться план урока и образцы проверочных работ учеников. С этим блоком возникало больше всего вопросов – учителя беспокоились о правах детей, переживали за технические вопросы, просто не знали, как это все организовать.

    По некоторой информации, от видеозаписи урока в конечной версии ЕФОМ могут отказаться – в том числе и по перечисленным причинам.

  • решение педагогического кейса. Это решение сложной ситуации из реальной жизни, которое потребует от учителя применить все свои навыки. Возможно, сдавать эту часть нужно будет с помощью компьютера.

На все 3 блока, как предполагается, учителям будет отведено определенное время (с установленным графиком, в какие дни что можно сдавать).

Но это еще не все. ЕФОМ (то есть, 3 перечисленных блока) – это только максимум 60 баллов из возможных 100. Будут оцениваться и другие факторы:

  • успешность выпускников – 20 баллов;
  • индивидуальные достижения – 15 баллов;
  • условия профессиональной деятельности – 5 баллов.

Однако, снова по неофициальным данным, от оценки успешности выпускников в итоге решили отказаться. Возможно, причина в том, что их очень сложно более-менее формально оценить.

Скорее всего, первый экзамен по ЕФОМ учитель будет сдавать сразу по приходу на свое первое рабочее место – это так называемый «вход в профессию».

На самом деле схема намного более сложная:

Как видно, после первых 3 лет работы учитель тоже будет сдавать ЕФОМ. Через 5 лет – снова экзамен, плюс другие пункты. Вместо мнения выпускников будут учитывать мнение учащихся (что логично в силу стажа учителя). Спустя 5 лет он сможет снова сдать ЕФОМ и получить первую квалификационную категорию, а затем – и высшую категорию.

Соответственно, новые правила аттестации фактически объединят два вида аттестации, и сведут их в единую систему. Однако, стоит понимать, что это все проект, и в действительности процедура аттестации может быть несколько иной.

Кроме того, пока точно не ясно, как именно будет влиять прохождение новой аттестации на уровень оплаты труда учителей. Вероятно, систему оставят прежней (с доплатами за категории), но цель НСУР – переход к эффективным контрактам (которые предполагают четкую зависимость оплаты труда от результатов).

Что касается сроков, то они в «дорожной карте» Минобрнауки такие:

  • в январе-июне 2020 года: проведение итоговой апробации новой модели аттестации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: проведение комплексного исследования уровня квалификации учителей;
  • в июне-ноябре 2020 года: создание базы данных с перечнем компетенций учителей.

То есть, проведение аттестации по новым правилам может начаться уже с июня этого года. Но все же «дорожная карта» – это только ориентировочный план, и от него могут отступить.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Есть ли альтернатива?

Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/attestatsiya-uchitelej-po-novym-pravilam-v-2020-godu-chto-ob-etom-uzhe-izvestno

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: