Как определить что земля федерального уровня

Содержание
  1. Как проверить правовой статус земельного участка и назначение используемой земли по кадастровому номеру и адресу?
  2. Как проверить права на землю и документы?
  3. Как определить категорию назначения земли по кадастровому номеру?
  4. Как узнать правовой статус по адресу?
  5. Наличие возможных обременений
  6. Проверка личности продавца
  7. Основные способы проверки статуса УЗ
  8. Документы, подтверждающие наличие права собственности
  9. Кадастровый паспорт (кадастровый план до 2008 года)
  10. Выписка из ЕГРП
  11. Проверка через интернет
  12. По телефону
  13. Путем личного обращения
  14. Как узнать категорию земель для своего участка: все варианты
  15. Зачем нужно знать категорию
  16. Выписка из Росреестра
  17. Кадастровый номер
  18. В ФУГРЦ
  19. Районная администрация
  20. В документах на участок и при межевании
  21. Как определить для вновь образованного участка
  22. Заключение
  23. Федеральная собственность на землю
  24. Понятие федеральной собственности
  25. Законодательство
  26. Основания для возникновения
  27. Земли федеральной собственности
  28. Процедура разграничения федеральной собственности на землю
  29. Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
  30. При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
  31. Особенности передачи
  32. Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю
  33. Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа
  34. Порядок изъятия земельного участка
  35. Основания изъятия земельного участка
  36. Принудительное изъятие земельного участка
  37. Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность
  38. Передача земли из федеральной собственности в муниципальную

Как проверить правовой статус земельного участка и назначение используемой земли по кадастровому номеру и адресу?

Как определить что земля федерального уровня

Приобретение участка земли всегда связано со многими рисками. Поэтому покупатель должен заранее узнать статус ЗУ, наличие каких-либо обременений, посягательств со стороны третьих лиц и т.д. Свести возможные риски к минимуму поможет процедура проверки юридической чистоты сделки.

Как проверить права на землю и документы?

Чтобы не ошибиться при покупке, необходимо проверить у продавца наличие права собственности на земельный надел.

СПРАВКА. С помощью правоустанавливающей документации легко выяснить, каким образом собственник получил землю во владение.

Покупатель должен затребовать ряд документов, чтобы удостовериться в юридической чистоте сделки:

  • Выписку из ЕГРН, где указаны границы надела и его площадь;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Бумаги, подтверждающие право собственности;
  • Документ, в котором зафиксировано целевое предназначение участка;
  • Кадастровый паспорт (кадастровый план до 2008 года).

Чтобы получить необходимые сведения, покупатель должен обратиться в Росреестр. Можно осуществить проверку через интернет, по телефону.

Как определить категорию назначения земли по кадастровому номеру?

Продавцы не смогут ввести покупателей в заблуждение относительно статуса земельного надела, поскольку сведения о нём находятся в общем доступе. Достаточно ознакомиться с информацией на публичной кадастровой карте в интернете, находящейся по адресу http://pkk5.rosreestr.ru.

Уточнить информацию в онлайн-режиме очень просто:

  • Ввести в форму поиска, расположенную в левом верхнем углу кадастровый номер земельного надела;
  • Если номер правильный, участок отобразится в максимальной величине;
  • Для ознакомления с данными о целевом назначении земли нажать на вкладку «Информация». Статус территории указан сразу после её адреса.

СПРАВКА. Чтобы получить сведения о ЗУ на публичной карте, регистрироваться на сайте не потребуется.

Как узнать правовой статус по адресу?

Если нет информации о кадастровом номере земельного участка, ознакомиться со сведениями о нём можно по адресу. Для этого обращаются с запросом в Росреестр. После получения выписки направляются в Федеральную регистрационную палату, предъявив сотрудникам документы:

  • Выписку из Росреестра;
  • Паспорт;
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины на предоставление запрашиваемых сведений.

По истечении 5 суток специалисты предоставят интересующую информацию.

Наличие возможных обременений

Обременения – это разного рода ограничения, которые накладываются на возможное использование надела земли. Их наличие определяется законом или договором.

К обременениям может относиться:

  • Залог (ипотечный в том числе). При определённых условиях участок земли имеет право затребовать залогодержатель;
  • Арест, наложенный судом. Такая мера обычно связана с непогашенными задолженностями;
  • Притязания со стороны третьих лиц. Например, для продажи земли обязательно согласие супруга;
  • Сервитут. Это право ограниченного пользования участком, предоставляемое третьим лицам.Например, право прогона сельскохозяйственных животных через УЗ;
  • Доверительное управление. Земельный надел использует управляющий, назначенный в специальном порядке. При этом пользование УЗ он осуществляет в интересах другого лица;
  • Концессия. Владелец передаёт право пользования наделом другому лицу для реализации конкретной цели. Добычи полезных ископаемых, например;
  • Долгосрочная аренда. В таком случае смена владельца земли не может быть основанием для расторжения сделки.

ВАЖНО! Вышеуказанные обременения подлежат государственной регистрации в Росреестре.

Сведения о наличии или отсутствии ограничений отображаются в свидетельстве о праве собственности на УЗ.

Проверка личности продавца

Проверка личности продавца является одним из важных факторов подтверждения юридической чистоты сделки. Паспортные данные должны точно совпадать со сведениями, содержащимися в документации на землю.

Когда в сделке принимает участие доверенное лицо продавца, у него обязательно проверяют наличие нотариально заверенной доверенности. Критерии проверки:

  • В бумаге должна быть указана цель её выдачи. В данном случае разрешение на проведение сделок с недвижимым имуществом;
  • Сведения в доверенности должны быть идентичными информации в паспорте уполномоченного лица;
  • Можно связаться непосредственно с хозяином земельного участка и проверить достоверность данных относительно его представителя.

Стоит убедиться в наличии у продавца законного права на совершение сделок с недвижимостью – дееспособности.

Основные способы проверки статуса УЗ

Исходя из способа приобретения земельного участка, правоустанавливающие бумаги могут быть различными:

  • Судебное решение;
  • Договор купли-продажи;
  • Договор мены или дарения;
  • Свидетельство о вступлении в наследство;
  • Акт местной администрации о предоставлении надела в собственность.

ВАЖНО! Во всех перечисленных случаях, кроме последнего, не исключается возможность оспаривания прав владельца земли третьими лицами.

При ознакомлении с правоустанавливающей документацией обращают внимание на срок, в течение которого продавец является владельцем участка. Если период длительный, велика вероятность заключения действительной сделки. Если срок маленький – меньше 1 года, стоит проявить бдительность.

Самым надёжным способом получения УЗ является передача его в собственность местными органами государственной власти. При заключении сделки с таким продавцом риски будут минимальными.

Документы, подтверждающие наличие права собственности

Свидетельство о государственной регистрации права собственности является важнейшим документом. Его выдают при переходе ПС или регистрации договора в Росреестре.

Данная бумага обязательно должна быть у продавца недвижимого объекта. Исключительными являются ситуации:

  • Земля была получена в порядке наследования или по решению суда. Государственная регистрация в этих случаях необязательна, поскольку ПС возникает при наступлении права на наследование и в силу судебного решения;
  • Владелец получил ПС в период до 2000 года. В то время БТИ осуществляло регистрацию сделок с недвижимым имуществом. И свидетельства о праве собственности не выдавались.

Информация в свидетельстве о ПС должна совпадать с паспортными данными продавца. Желательно, чтобы владелец земли предоставил для ознакомления оригинальный документ, а не копию.

Кадастровый паспорт (кадастровый план до 2008 года)

Без кадастрового паспорта совершение сделок с недвижимостью запрещено.

В документ отражаются сведения:

  • ФИО собственники УЗ;
  • Информация о долях надела;
  • Статус земельного участка;
  • План границ;
  • Сведения об обременениях.

ВНИМАНИЕ! Информация о площади земли, зафиксированная в кадастровом паспорте, должна совпадать с данными в свидетельстве о регистрации.

Выписка из ЕГРП

В выписке отражаются достоверные сведения о статусе земельного участка на данный момент.

СПРАВКА. Из документа можно узнать, находится ли УЗ под арестом или в залоге.

Чтобы получить выписку, заинтересованному лицу достаточно обратиться в районное отделение Росреестра.

Проверка через интернет

Если есть кадастровый номер, по нему можно быстро узнать статус земельного надела в онлайн-режиме. Для этого заходят на сайт Росреестра, далее в раздел «Карты». В специальное окошко вводят номер, и на экране отобразится искомый участок.

По телефону

Обращаются в территориальный отдел Росреестра с целью запроса нужных сведений.

ВАЖНО! Таким правом обладает только владелец земельного участка.

Путем личного обращения

Для уточнения информации о ЗУ обращаются в службу, занимающуюся регистрацией, кадастрами и картографией. Ответ на запрос придёт в течение 5 дней в письменной форме или по электронной почте, например.

Вышеуказанный вариант даёт возможность узнать подробную информацию относительно статуса надела земли. После получения сведений их сравнивают с данными, которые зафиксированы в документации, представленной продавцом. Если есть расхождения – стоит насторожиться.

Таким образом, чтобы проверить статус земельного участка перед покупкой, можно воспользоваться электронной кадастровой картой, если известен номер УЗ. Самым действенным способом получения точной информации является личное обращение в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/vidy-naznacheniya/pravovoj-status.html

Как узнать категорию земель для своего участка: все варианты

Как определить что земля федерального уровня

Массивы земель ценны для государства с экономической точки зрения, поэтому их перечень отражен в государственном реестре.

Совокупность угодий составляет геодезическую сеть, спутниковые карты позволяют осуществлять учет территорий.

Когда земли ставят на учет, указывают их характеристики.

Они не только отражают реальные свойства участков, но и указывают на их особенности.

С учетом последних определяется принадлежность земли к определенной категории. О том, как узнать категорию земель, читайте в этой статье.

Зачем нужно знать категорию

Собственники наделов, посмотрев документы на участок, могут узнать из них то, к какой категории он относится.

Здесь же будет указано то, для каких целей его можно использовать.

На сегодняшний момент существует несколько категорий, все они перечислены в Земельном кодексе:

Если посетить администрацию города или небольшого населенного пункта, то можно ознакомиться с планом местности. На нем видно, как разделены земли по своему целевому назначению (ст. 7 — 8 ЗК РФ). Подобная информация есть и в Госкадастре.

На категории земельные участки могут делить:

  1. Правительство. Оно имеет право определить территории, которые будут относиться к федеральной собственности.
  2. Субъекты РФ. Администрация определяет территории, входящие в субъект.
  3. Распределением остальных земель занимаются органы местного самоуправления. При этом учитываются социальные, экономические, а также природные и другие факторы, которые оказывают влияние на процесс распределения.

Такой подход был взят за основу не случайно. Это сделано специально, чтобы территории в процессе их эксплуатации не лишались своих полезных свойств, присущих им изначально.

Эти свойства имеют большую ценность, они считаются невосполнимыми. Но нужно отметить, что в Земельном Кодексе невозможно найти формулировку этого определения, нет ее и в нормативных актах.

Есть только информация о том, какие категории земель существуют.

Например, к сельскохозяйственным относят те земли, которые расположены за пределами населенных пунктов.

Такие участки предназначены исключительно для ведения сельского хозяйства.

Если обратиться к законодательству, то станет понятно, что каждый участок земли можно использовать только так, как это было определено в соответствии с категорией.

Кроме того, учитывается и целевое назначение земли.

Его указывают в кадастровом паспорте территории. Также эту информацию можно найти и в свидетельстве о собственности.

Если собственник участка решил использовать его иначе, чем это предусмотрено документами, придется изменить его категорию. Но сделать это бывает достаточно сложно.

Чтобы не терять время на внесение изменений, нужно еще на стадии покупки или выделения участка обращать внимание на его категорию. Если она не соответствует планам покупателя земли, то от сделки лучше отказаться.

От категории будет зависеть правовой режим, а также то, для каких целей может быть использован надел. Например, если участок относится к лесному фонду, то на нем запрещено строительство жилых домов и дач. Какие категории земли подходят для строительства жилого дома или дачи, читайте в отдельной статье.

Стоит отметить, что местные органы власти могут ошибочно выделить территорию в местах, в которых запрещено возведение дачных и жилых построек. Такие ошибки приводят к тому, что собственники участков сталкиваются с проблемами. Особенно остро они стоят в тех случаях, когда дома уже построены. Перевести такую территорию в земли населенных пунктов практически невозможно.

Если участок только создается, определение категории земли для него зависит от того, из какой категории он выделяется.

Если территория выделяется из сельскохозяйственных земель, то и участок будет относиться к этой категории.

Вот почему не следует покупать дешевые участки, например, земельные паи, планируя впоследствии построить на них жилой дом или целый коттеджный поселок.

Для этого нужно перевести участок в другую категорию, сменить цель его использования.

Это затратный процесс, который не всегда обречен на успех.

Рассмотрим подробно как определить категорию земельного участка. Вариантов куда можно обратиться сразу несколько, узнать можно:

Выписка из Росреестра

Как узнать категорию земельного участка через Росреестр? Сегодня есть два информационных банка, где можно узнать все данные о недвижимом имуществе. Это ЕГРП (ЕГРН) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Все данные о правах содержатся в ЕГРП, здесь же есть информация о правообладателях.

В ГКН можно найти сведения о статусе объекта и его стоимости.

Кроме того, здесь приведены характеристики объекта и то, как его разрешено использовать.

Сервисы находятся в ведении Росреестра и кадастровой палаты, которая подведомственна этому учреждению.

Данные из ГКН и ЕГРП может запросить любой человек, но получить оригиналы и копии сведений о документах-основаниях имеет право лишь правообладатель или его представитель. Последний должен иметь доверенность, заверенную в нотариальной конторе.

В ГКН можно запросить следующие кадастровые документы:

Получить полные сведения о земельном участке можно из кадастровой выписки. Физическое лицо ее оформит за 400 рублей, если ему нужен документ на бумажном носителе. В электронном виде – 150 руб. Выписка не имеет срока годности.

Получить ее можно в МФЦ, посетив центр лично, либо при обращении в кадастровую палату. При личном обращении нужно иметь паспорт или доверенность. Если обращается юридическое лицо, то это должен сделать директор или его представитель. Также необходимо приложить квитанцию, которая бы подтвердила оплату государственной пошлины.

Направляя запрос по почте, его нужно отправить на адрес учреждения, которое расположено в той местности, где находится недвижимость.

Получить документ можно онлайн, посетив сайт Росреестра:

  • перейти во вкладку «Деятельность»;
  • выбрать «Оказание гос. услуг»;
  • «Перечень гос. услуг»;
  • найти пункт, в котором сказано о предоставлении сведений в электронном виде;
  • далее необходимо выбрать «Подать запрос» и заполнить все поля формы.

После завершения процедуры на электронную почту поступит уведомление о том, что заявка принята.

Выписка на бумажном носителе будет готова в течение 5 дней с того момента, как пройдет оплата. На электронном носителе документ обычно выдают на следующий день.

Это публичный проект, которым может воспользоваться любой желающий. С картой можно ознакомиться на сайте Росреестра. Услуга бесплатная.

Изучив карту, можно получить все данные об участках, которые находятся в государственном кадастре. Картой часто пользуются специалисты, например, риелторы и юристы. Благодаря проекту, можно получить искомые сведения, и только потом оформлять выписку об участке.

На карте обозначены границы территорий, указан их кадастровый номер. Также есть информация о категориях земель и о том, как их можно использовать.

Есть сведения:

  • о стоимости наделов,
  • о строениях, расположенных на землях и другая информация.

Изучив карту, можно получить общие сведения, которые нужны для работы с земельным участком. Нужно учесть, что эта информация ориентировочная, поэтому изучение карты не заменит сведения из документов.

Кадастровый номер

Если он известен, то по нему можно узнать технические характеристики участка.

В случае, если номер не известен, его можно узнать, найдя земельный участок на публичной кадастровой карте.

Это можно сделать как по адресу через поиск, так и визуально.

Зная кадастровый номер, можно обратиться в Росреестр и получить информацию.

При личном визите необходимо предоставить паспорт, а также документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.

В ФУГРЦ

Получить сведения о категории земель можно также в Федеральном Управлении государственного регистрационного центра, оплатив пошлину в размере 100 руб. и составив заявление.

Эта служба располагает всеми данными о собственнике участка. Но посторонним лицам придется объяснить, для чего им нужна информация. Это справедливо в отношении всех служб.

Районная администрация

В муниципалитете можно узнать о:

  • межевании территории,
  • категории земель.

В администрацию можно обратиться лично или написать заявление, переслав его по почте. Кроме того, представлять интересы заинтересованного лица может его представитель, имеющий нотариально заверенную доверенность.

В документах на участок и при межевании

Категория указана в технических документах, выдаваемых на участок.

Информацию можно узнать в договорах, если в них предметом выступал земельный надел, в различных актах, которые были выданы органами власти субъекта или местного самоуправления.

Также правоустанавливающий документ выдают после проведения межевания.

Для этого необходимо обратиться к специалисту или в организацию, которая предлагает такие услуги.

У специалиста или организации обязательно должна быть лицензия.

Как определить для вновь образованного участка

Установление категории земельного участка в этом случае осуществляется согласно ЗК, ст. 11.2 п. 3.

Если категория участка не установлена, то собственник должен написать ходатайство, подав его в уполномоченный орган. К заявлению нужно приложить выписку из ЕГРЮЛ, а частное лицо должно предоставить свой паспорт.

Также нужна кадастровая выписка и справка, которую нужно взять в ЕГРП, и имеющиеся на земельный надел документы. Подробнее о том, как происходит в этом случае установление категории земли читайте в этой статье.

Данное видео подробно раскрывает тему получения сведений из ГКН:

Заключение

Сегодня все земельные наделы распределены между 7 категориями, и законодательство регламентирует использование надела в зависимости от этого.

Перевести участок из одной категории в другую категорию сложно.

Стоит сразу обращать внимание на этот пункт при планировании сделки или начала строительства.

Лучше заранее запомнить, как определить категорию земель, чтобы при первом же взгляде на документ четко установить — подходит ли данный участок для ваших целей.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/kak-uznat

Федеральная собственность на землю

Как определить что земля федерального уровня

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Общие и специфические основания возникновения федеральной собственности на землю

Правовой режим земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентируется ст. 17 Земельного кодекса РФ. В частности, данная правовая норма устанавливает основания возникновения собственности на землю, находящейся в федеральном ведомстве.

Таким образом, к землям федерального значения можно отнести:

  • участки, которые признаются таковыми согласно федеральным законам;
  • участки, находящиеся в собственности у российского государства, что стало возможным после разграничения государственных земель по различным категориям;
  • участки земель, которые были приобретены РФ с учетом правила и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Однако существуют и определенные специфические основания (правила), которые обуславливают собой процесс возникновения федеральной собственности на землю. Подобная экспроприация происходит двумя основными методами:

  • РФ может начать процесс, который подразумевает изъятие земельных участков, находящихся в собственности у частных лиц. Подобный механизм является достаточно ярким и показательным примером того, как осуществляется перевод участка из муниципальной или частной собственности граждан в федеральную. При этом право принудительного изъятия земельного участка для обеспечения муниципальных или же государственных нужд осуществляется посредством выкупа, что предусмотрено ст. 279 ГК РФ.
  • Национализация земли представляет собой второй способ возникновения права федеральной собственности на землю. Согласно пунктам ст. 235 ГК РФ условия и порядок подобного изъятия собственности у граждан подразумевают компенсационную выплату (выкуп) стоимости участка совместно с тем, когда будет опубликовано постановление, а также возмещение любых дополнительных издержек.

При этом следует понимать, что национализация земли и выкуп участков у граждан с целью обеспечения государственных нужд, не представляют собой один и тот же процесс, несмотря на то, что любая процедура осуществляется с дальнейшим возмещением финансовых убытков.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа

Процедура изъятия участков, находящихся в собственности у простых граждан, для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентируется Земельным кодексом РФ.

Выкуп представляет собой один из самых востребованных правовых механизмов подобного изъятия.

Однако закон гласит о том, что выкуп земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется лишь в исключительных случаях, что позволяет защитить интересы простых граждан.

Выкуп земельных участков для государственных или же муниципальных нужд происходит в том случае, если получено распоряжение исполнительного органа.

При этом подобное решение могут принимать как исполнительные органы на федеральном уровне, так и региональном. При этом органы местного самоуправления не имеют подобного права, поэтому чтобы осуществить выкуп для муниципальных нужд, местные органы власти должны обратиться к вышестоящим инстанциям.

Юридическая практика, направленная на выкуп земельных участков для нужд государства, как правило, подразумевает одновременный перевод права собственности третьему лицу.

На подготовительной стадии изъятия после возникновения государственных и муниципальных нужд участие граждан, т.е. собственников участка, является обязательным условием для проведения сделки.

Если этот порядок будет нарушен, то собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.

Далее осуществляется процедура непосредственного изъятия земли, когда лицо получает выкуп за утраченную собственность.

Порядок изъятия земельного участка

Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

  • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
  • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
  • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.

Если владелец земельного участка считает, что подобное право госорганов на изъятие собственности незаконное, независимо от причины его возникновения, то он может обратиться в судебную инстанцию на основании гл. 24 АПК РФ и гл. 25 ГПК РФ.

Основания изъятия земельного участка

Основания и условия, необходимые для изъятия земельных участков, являются исчерпывающими и закреплены в ст. 49 ЗК РФ:

  • передача земель для государственных нужд происходит в случае, если таковым образом РФ может решить свои проблемы с выполнением международных обязательств
  • перевод участков из частной в государственную собственность происходит в случаях, если необходимо размещение государственного объекта, но другие варианты для строительства отсутствуют
  • после возникновения обстоятельств, закрепленных федеральным законодательством, может быть начата процедура выкупа территорий.

Однако в нормативно-правовом акте РФ предусмотрены случаи, когда передача земли невозможна, даже если соблюдены условия, перечисленные выше:

  • земли, которые находятся на территории особо охраняемых зон, не могут быть подвержены изъятию, так как имеют особый правовой режим их использования (Ст. 93 ЗК РФ);
  • земли лесных территорий, которые принадлежат к первой группе (ст. 101 ЗК РФ).

Подобные условия ограничения необходимы для того, чтобы соблюдались интересы охраны участков лесного, заповедного и сельскохозяйственного предназначения.

Принудительное изъятие земельного участка

Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

  • земельные участки, подлежащие изъятию, – это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, – это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
  • земельные участки, подлежащие изъятию, – это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

  • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
  • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
  • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов – вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация – это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Передача земли из федеральной собственности в муниципальную

Муниципальные органы имеют право обратиться к вышестоящим звеньям исполнительной власти за переводом определенной территории в муниципальную собственность, чтобы решить определенные проблемы и задачи.

Передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную происходит на безвозмездной почве.

Данное правило закреплено ст. 39.31 действующего ЗК РФ.

При этом процедура начинается с получения органами исполнительной власти заявления от главы муниципального образования, для которого требуется новый надел.

Если земельный участок состоит на государственном учете, то вместе с заявлением на перевод территорий, находящихся в федеральной собственности, необходимо прикрепление документов с указанием кадастрового номера интересуемых участков.

В случае если участок только будет образовываться, то должны быть вложены документы межевания.

Федеральный орган после получения заявления от муниципалитета обязан в течение одного месяца опубликовать постановление о том, что происходит передача собственности, или принять решение об отказе отчуждения участков, находящихся в собственности РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/federalnaya-sobstvennost-na-zemlyu.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: